МКДОУ « Детский сад № 17» село Спасское

Родителям в копилку "Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр"

Автор: Плющенко В.И., воспитатель высшей кв.категории МКДОУ "ДС №17"

Вы заметили, как ваш ребенок любит считать? И все-таки, работа по развитию у ребенка навыков счета вызывает определенную трудность у родителей. Она также является сложной и для самих детей. В процессе обучения математике дети приобретают различные знания и умения, учатся анализировать, обобщать, запоминать, сравнивать, делать простейшие выводы.

Если вы занимаетесь с ребенком, помните о следующих принципах:

- обучение дошкольников началам математики должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей в процессе решения детьми проблемных задач;

- ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях;

- в ходе выполнения заданий у ребенка должно возникнуть желание узнать что-то новое.

Кроме этих принципов в основу работы положен принцип дифференци рованного подхода к обучению, которое осуществляется с учетом возраста детей, уровня усвоения математических знаний, умений и навыков каждого ребенка в отдельности.

Прежде чем заниматься, необходимо провести собеседование с ребен ком с целью выявления объема имеющихся на данный момент знаний. По лученные данные позволят определить содержание и особенности матема тических представлений, а также наметить план изучения с ребенком тем.

Обучение должно проходить в контексте практической и игровой дея тельности, когда создаются условия, при которых знания, полученные ра нее, становятся необходимыми детям, так как помогают решать практиче¬скую задачу, а поэтому усваиваются легче и быстрее.

Занимайтесь с ребенком в достаточно быстром темпе, живо, эмоцио нально. Для развития мышления дошкольника необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных при знаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Чтобы избежать умственного утомления детей в течение занятия, целе сообразно менять характер их деятельности.

Ваша роль во время обучения будет разной: активной, когда вы станете сообщать знания и задавать вопросы, и пассивной, когда будете наблюдать за деятельностью самих детей в процессе выполнения заданий. Если ре бенок затрудняется в выполнении, не спешите оказать ему помощь. Дайте возможность подумать самому. После того, как станет очевидным, что ре бенок самостоятельно не может решить ту или иную задачу, выполнить то или иное действие, помогите сами.

Подсказывая ребенку, старайтесь, чтобы у него сложилось мнение, что это его «собственное приобретение».

Большое внимание следует уделять речи ребенка. Вопросы задавайте четко, эмоционально. Если ребенок не может или не хочет отвечать - не настаивайте. Но в дальнейшем обязательно обратитесь к нему, чтобы при¬влечь его к активному участию в играх и занятии.

В старшем дошкольном возрасте ребенок не только дает ответы на по ставленные вопросы, но и сам может задавать вопросы, самостоятельно рассказывать о своих действиях.

На успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и материал, с которым работает ребенок. Напоминаем, что в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно готовят свое рабочее место к занятию, поддерживают порядок на столе, не отвлекаются и не иг рают с пособиями, а после занятия самостоятельно убирают их.

Дома, как и в детском саду, необходимо создавать условия для игр. В играх дети знакомятся с различными свойствами предметов - цветом, формой, величиной, сравнивают, группируют их по отдельным признакам. При этом тренируются внимание, память, развиваются умственные способ ности.

Среди игр старших дошкольников хотелось бы видеть: шашки, шахматы, домино, лото, мозаику, головоломки. Чем разнообразнее игры, тем богаче и ярче протекает жизнь детей.

Вам необходимо познакомить ребенка с правилами, помочь понять по ставленные задачи, игровые действия, показать, как играть, и неоднократно играть вместе с ним.

Во время игр вам следует предусмотреть, чтобы дети играли не только самостоятельно, но со своими сверстниками, с младшими или старшими. Игры объединяют непосредственно участников, болельщики внимательно наблюдают за играющими, выражают активное отношение к успехам и не удачам своих товарищей.

Игры дома

«Сколько воды в губке»

В игру может играть несколько человек. Для этого понадобятся: кастрюля, губка, чашка, стакан, ложка. В кастрюлю налейте немного воды. Пусть ребенок в нее положит губку. Играющие должны сказать, сколько воды впи тает губка. Когда все предложения будут высказаны, ребенок достанет губку, отожмет ее в емкость для измерения объемов, и тогда все увидят, кто был ближе всех к истине.

«Рассортируйте пуговицы»

У вас наверняка найдется коробочка с пуговицами разной величины, формы, цвета. Предложите малышам рассортировать их, а потом сказать, сколько каких пуговиц, каких пуговиц больше, каких меньше.

Старшим детям можно ограничить время, за которое нужно рассортиро вать те или иные предметы. Установить таймер или просто следите (может следить сам ребенок) за часами.

«Путешествие на дачу»

Скоротать путь в дороге можно следующим образом. Пока один из ро дителей ведет машину, вы с ребенком можете считать машины: один - едущие навстречу красные машины, другой - обгоняющие машины красно го цвета, Можно считать машины определенной марки, определенной ве личины.

«Найди осьминожку»

В середине платка положите маленький шарик и завяжите его. Получилась «осьминожка». Ее надо спрятать от ребенка. «Раз, два, три, ищи!» -говорит взрослый. После этих слов ребенок ищет осьминожку. Найдя ее, он говорит, где она находилась, используя слова: на, за, между, в.

Теперь ведущим становится ребенок, и игра повторяется.

«Чего не стало?»

Поставьте на стол 10 игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отве¬чает на поставленные вопросы:

- Игрушек стало больше или меньше?

- Какие игрушки исчезли?

- За какими игрушками они стояли?

- Какая игрушка была первой?


«Назови соседей»

Взрослый говорит ребенку число, просит назвать его соседей (преды дущее и последующее числа) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый говорит два числа и просит ребенка назвать число, которое находится между ними. Поменяйтесь ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) число на 1. Поменяйтесь ролями.

«Найди столько же»

Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребе нок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив число на ней, находит столько же одинаковых предметов в комнате, затем столько же разных.

«Положи столько же»

В игру можно играть везде. Взрослый кладет на стол камушки (кашта ны). Ребенок должен положить столько же, не считая, один под другим. Усложните игру, предложите положить больше камушков или меньше, так же в ряд.

«Чудесный мешочек»

На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладони и просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько услышит ваших хлопков, и положить рядом соответствующее чис ло. Меняйтесь ролями.

«Отгадай число»

Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы при помощи слов больше или меньше, отгады вает задуманное число.

«Давай посчитаем!»

Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «Стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мне нию, досчитал взрослый. Меняются ролями.

«Кто больше?»

Перед игроками на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По ко манде игроки в течение минуты откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

«Камешки»

Играют вдвоем. На стол положите камешки. Каждый по очереди подбра сывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно соби рает лежащие на столе камешки в другую руку. Если это удается, то коли¬чество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто пер вый наберет 20 очков, тот и выиграл


15 января 2015 в 10:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.